Добро пожаловать на

massadv

pereezd

Чем популярней герой, тем он больше понятен для окружающих. Его проблема находит отражение в жизни ребенка, например, при конфликте в семье или со сверстниками. Но что такое откровенная насмешка и издевательство над другими? Это нежелание понять природу окружающих людей. По сути, это механизм отрицания, когда человек не хочет осознать какую-то проблему, которая находится в его подсознании. Наиболее частая причина этого противоречия – страх. Это страх боли, рождения, поглощения, смерти, потери родителей. Он играет большую роль в жизни человека – позволяет избегать опасных ситуаций, дает понять, что на каждую силу всегда найдется другая и тем самым регулирует поведение человека.

Многие дети получают удовольствие от «ужастиков». Почему им это нравится? При чтении сказки герои оживают в особом сказочном мире. Ребенок может сам выбирать, сколько по времени он будет там находится, и в соответствии с этим, дозировать количество страха, которое он получает. Страх можно сравнить с «вакциной», которая дает возможность осознать его и выработать механизмы поведения исходя из определенной ситуации. В приведенном мультфильме про Микки-Мауса страх искажается или вообще отрицается. В этом случае, когда в реальной жизни ребенок сталкивается с пугающей ситуацией, получается диссонанс, когда устрашающий элемент, над которым прежде насмехались и он переставал быть опасным, неожиданно становится реальным и страшным, и фобическая ситуация закрепляется в подсознании. В русских народных сказках («Колобок», «Теремок», сказки с участием Бабы-Яги) страх проживается (а, значит и осознается), и в конце показан благополучный выход из ситуации и разрешение страха. Здоровый юмор помогает разрядить особо пугающие моменты и придать позитивное отношение в решении проблемы.

Но есть фильмы и сказки, в которых страх является самоцелью. Ивлева Марина, опытный психотерапевт, поделилась интересным клиническим случаем. «Мама привела на прием семилетнюю дочку с жалобами на то, что девочка стала плаксива раздражительна, боится темноты. Не остается одна в комнате, плачет и кричит по ночам. Ребенок не может объяснить причину своих страхов, не хочет рассказывать о пугающих сновидениях. Девочка замкнута, стеснительна, прижимается к маме, не хочет оставаться без нее в кабинете. Мать в беседе отрицает любые психотравмирующие ситуации, которые могли бы напугать ребенка, утверждает, что не разрешает дочери смотреть страшные фильмы. Разговаривать о чем либо девочка наотрез отказалась, но согласилась порисовать. Нарисовала дом, но что удивительно, самой яркой и выделяющейся деталью этого дома был звонок, на нем даже была крупная надпись – «ЗВОНОК». С трудом разговорив пациентку, предложила пофантазировать и рассказать, кто живет в этом доме. Оказалось, что там живет девочка, которая может ходить только по ночам, лицо закрыто волосами и она неживая, потому что ее убила мама и бросила в колодец».

Кто смотрел фильм «Звонок», вероятно уже узнал сюжет. Но самым интересным было следующее. Когда более подробно начали спрашивать, почему «девочка неживая», последовал ответ, что она «наказана за то, что хочет выйти замуж за папу». Выяснилось, что год назад родители смотрели этот фильм ночью, когда дочь спала. Во сне сознание отключено и не может критически обрабатывать информацию, поэтому она поступает сразу в подсознание. А осознать её гораздо труднее. После продолжительной психотерапевтической работы девочка реабилитировалась. Таким образом, страх наложился на Эдипов комплекс и сформировалась невротическая симптоматика. Вот наглядный пример того, как могут такие фильмы влиять на психику.

Еще одним популярным западным образом является Барби. Почему она абсолютный конкурент по сравнению с Настенькой, Аленушкой, и другими девушками из русских сказок? Вероятно, имеет значение её сексуальность, которая ничем не прикрыта. Ее образ носит современный характер. Он к нам пришел, когда «сексуальная революция» на западе уже прошла, а в СССР пропаганды «здоровой сексуальности» не было. Эта девушка крайне астенического телосложения, напоминающая больных нервной анарексией. У нее осиная талия, наличие чего отрицает способность к деторождению. Она носит короткие топики и мини-юбку, всем своим видом возбуждая только одно желание. Она раздражительна, эгоцентрична, «не знает, что ей надо» (например, принцесса Феона из «Шрека I»). Сможет ли такая девушка принести здоровое потомство? И хочет ли она вообще иметь детей? Захочет ли мужчина иметь прочную семью с такой девушкой и быть счастливым? Наверное, нет. Но это удобно, когда мужчина боится брать на себя ответственность и создавать семью. Есть другая категория мужчин, которые считают, что с такими «можно дружить, а семью создавать нужно с другой». Этот образ удачно сочетается с ролью любовницы, то есть типа женщин, которые не выходят замуж и часто не имеют детей. Они остаются в этом образе и в этой роли.

Разумеется, в пубертатном периоде очень актуальна проблема удовлетворения потребности в сексе. Но чему отдаст предпочтение ребенок, соответствуя этому образу, – беспорядочным половым связям и неопределенности в любви, или крепким доверительным отношениям? Русским прототипом западного образа Барби является шамаханская царица, которая убивает сыновей царя, а он решает на ней женится. Здесь четко осуждается ее образ и показан результат отношений с таким человеком. Русские сказки несут глубокий опыт. Для западной культуры многие тонкости человеческих отношений в этих сказках не заметны. Это приводит к непониманию и к попыткам интерпретации исходя из особенностей западного менталитета. С другой стороны в современном менталитете русских сказок происходитт искажение ценностей, позиций и психологических установок. А это значит, что дети лишаются эффективного опыта, и мало того, приобретают огромный банк патологических сценариев.



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Перейти на главную