Добро пожаловать на

massadv

pereezd

Отсутствие выбора у ребенка возможно из-за атрофии его желаний. На психотерапевтических сеансах я иногда рассказываю историю, которая называется «Долька апельсина». Суть заключается в том, что с ранних лет некоторые родители ущемляют себя «во благо ребенка». Например, когда они чистят апельсин, то оставляют себе лишь одну дольку, а остальное отдают ребенку. Ребенок растет, к нему начинают предъявляться требования, например, «ты должен учиться в музыкальной школе, посещать спортивные секции и т.п.», при этом желание ребенка мало учитывается. С одной стороны гиперопека, с другой – тотальный контроль. Среди этих установок могут быть «ты должен быть первым». В этом случае, ребенок либо отказывается от учебы и делает все наперекор родителям (перестает учиться, связывается с дурными компаниями), либо становится первым. При этом ему нравится не род деятельности и творчество, а желание быть выше других. Далее такие люди превращаются в карьеристов. Но вот приходит этап 16-20 лет, когда ребенок влюбляется. И родитель осознает что его чадо, оказывается, имеет свои желания и активно на них претендует. Но ребенок из-за отсутствия опыта выбора и достижения желаемого результата часто терпит несчастную любовь (не проходит фазу отделения в любовном симбиозе) или может принять эгоистическую любовь за истинную. Родитель, который столько лет возлагал надежды на ребенка, и делал для него все самое нужное (конечно, исходя из своего опыта), начинает им манипулировать. Это приводит к конфликтам и к разрыву отношений. Ребенок часто воплощает этот же сценарий в своей жизни.

Интересную интерпретацию дал В.Е. Викдорчик сказке «Курочка-Ряба», котрый считает, что «золотое яйцо, снесенное курицей, - это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. Такую значимость имеет первенец, особенно если он долгожданный». Дед с Бабкой бьют яйцо, то есть воспитывают первенца. Но, воспитывая исходя из своих представлений (опыта), они не могут добиться нужного результата («не могут разбить яичко»). Однако, это получается у мышки, которая, задев хвостиком, разбивает его. Кто мышка? Возможно, сноха, которой удалось найти «ключик к сердцу их ребенка». Это вызывает негодование со стороны Деда и Бабки, они считают ее легкомысленной. Но Курочка предоставляет им еще один шанс – сей раз это будет простое яичко. Это позволяет принимать ребенка таким, какой есть, а не возлагать планы и надежды, как получилось с первым. Таким образом, семейные сценарии имею свойства повторяться и закрепляться в поколениях, если не произойдет своевременного отделения от родителей и ребенок не начнет жить самостоятельной жизнью. В западной культуре отделение четко прослеживается («Сказка о волке и трех котятах»). В некоторых русских сказках тоже подчеркивается самостоятельность («Гуси-лебеди», «Аленушка и братец Иванушка» и др.).

Важным этапом в становлении семьи является рождение ребенка. В сказках в подавляющем большинстве встречается проблема бесплодия. Как правило, существует сильная потребность в ребенке и отсутствует возможность его рождения. На помощь приходит волшебство и появляется ребенок, который отличается от обычных людей («Мальчик-с-пальчик», «Буратино», «Дюймовочка»). В сказке «Снегурочка» родители лепят ребенка из снега, ребенок оживает и семья начинает жить счастливо. Процесс «рождения» происходит в веселом настроении («нашел веселый час»), участвуют оба родителя: «скатали туловище с ручками и ножками, наложили сверху круглый ком снегу и обгладили из него головку», «вылепили носик, сделали две ямочки во лбу, и только что Иван прочертил ротик, как из него вдруг дохнуло теплым духом». Здесь прослеживается определенное настроение, которое присутствует во время рождения – ощущение радости и спонтанности. Именно это состояние приводит к желаемому результату. И дальше они живут счастливо до тех пор, пока Снегурочке не исполняется 13 лет. Девочка уходит в лес с подругами, хотя родители отпускают ее скрепя сердцем. Снегурочка тает, прыгая через костер, и родители теряют ее. Таким образом, здесь показан удачный вариант рождения и ухода ребенка из семьи, для которой ребенок был очень значим. Заканчивается сказка тем, что Снегурочка превращается в облачко (формирование независимости), проливается дождиком около дома, где вырастают прекрасные цветы (внуки), в которых находят утешение родители.

Помимо этого варианта, сказка существует еще в нескольких. В одном Снегурочка тает на костре и ее родители сходят с ума от горя, в другом – она остается с родителями. Обе ветви являются тупиковыми, так как в первой – родители не приходят к пониманию причины утраты, а во втором – ребенок не становится самостоятельным и путь к его дальнейшему становлению в жизни закрыт.



 
Интересная статья? Поделитесь ей с другими:
Перейти на главную