«Практика работы с кризисом среднего возраста»
29 января 2020 с 19 до 20.30 (время московское)
«Ты представляешь, как мне трудно! Я же не знаю, во что я превращусь!»
(Л. Кэрролл, Алиса в Стране Чудес)
В психотерапии и психологическом консультировании наработан большой практический опыт, связанный с разрешением и проживанием самых различных кризисов. Задача нашего же курса – в применении этого арсенала именно для работы с кризисом среднего возраста. И с этой целью мы постараемся ответить на следующие профессиональные вызовы: - создать «портрет явления» кризиса среднего возраста и его особенностей в психике человека; - определить задачи, которые кризис ставит перед клиентами и перед специалистами, с ним работающими; - разберем инструменты, которые способствуют проживанию кризиса с максимальной эффективностью – способствуют ощущению осмысленности и счастья даже в самые «смутные» кризисные периоды, ведут к присвоению различного жизненного опыта и увеличению личностного потенциала, а также открывают для человека новые горизонты во 2-й половине жизни.
Кому адресован курс: психологам, психотерапевтам и всем, кто интересуется темой кризисов взрослости и стратегий 2-й половины жизни
Каждый из модулей включает в себя информационный блок, ответы на вопросы слушателей и практические задания для самостоятельной работы с разобранной темой. Задания предполагают, что их сможет выполнить (и применять в дальнейшем) как профессионал, так и слушатель без специальной психологической/ психотерапевтической подготовки.
Концепция содержания курса
Содержание курса вебинаров строится следующим образом. Курс разбит на темы, каждая из которых разбирается в 1 (или 2) вебинарах. Первые 2 темы являются вводными и ориентирующими, затем – более специализировано по конкретным ситуациям, бытовым и/или терапевтическим.
Формат обучения (проведения вебинаров)
В программе курса 10 модулей. Каждый модуль включает в себя информационный блок, разборы примеров, ответы на вопросы слушателей и практические задания для самостоятельной работы с темами курса. Задания предполагают, что их сможет выполнить (и применять в дальнейшем) как профессионал, так и слушатель без специальной психологической/ психотерапевтической подготовки. Вебинары и самостоятельная работа построены таким образом, чтобы слушатели курса получили достаточно глубокое представление не только об отдельных инструментах в работе с кризисами, но и более широкой рамке – принципиальных подходах и стратегиях психотерапии и консультирования именно кризиса среднего возраста.
Описание модулей
Модуль 1. Кризис среднего возраста: портрет явления.
В 1 модуле нашей программы мы дадим определение различных жизненных кризисов и коротко рассмотрим несколько теорий кризисов. Акцент будет сделан на кризисе среднего возраста – его возрастных рамках, особенностях и уникальности по сравнению с другими жизненными периодами, задачах Личности, а также многочисленных мифах, связанных с этим явлением. И для нашей дальнейшей эффективной работы мы в завершение модуля разведем «бытовое» и «профессиональное» мышление восприятия кризисов и наметим стратегии их проживания и профессиональной поддержки.
Модуль 2. Сценарии кризисов. Трансформационные кризисы, или Путь Героя.
2-й модуль будет посвящен различным сценариям проживания кризисов. Особое внимание будет уделено личностным трансформациям в ходе кризисов, их скрытым причинам и глубинным, не всегда доступным рациональному сознанию механизмам. Мы будем говорить о таких понятиях, как Самость, индивидуация, «зов» кризиса и мифологема Героя. Также разберем, что является «внешними» и «внутренними» задачами Личности в кризисе, и почему важно их разделять.
Модули 3 и 4. Попытка комплексного взгляда на КСВ и процессы трансформаций.
Кризис среднего возраста – многомерное явление, и он сочетает в себе целый комплекс серьезных событий в жизни, здоровье, психике и мышлении человека. Программа 3 и 4 модулей предполагает обсуждение различных задач Личности в кризисе, с которыми сталкивается человек по мере его проживания, и место психотерапии в этих событиях. Модули включает в себя следующие темы: - типичные затруднения при проживании (и сопровождении) кризисов; - понятие осложненного кризиса; - какие задачи в КСВ встают перед психотерапевтом (консультантом); - гендерные различия в проживании КСВ и в практике сопровождения. УПРАЖНЕНИЯ: 3 модуль – «присвоение жизненного опыта»; 4-й – «карта кризисной ситуации»
Модули 5 и 6. Запросы клиентов и задачи специалистов.
Профессиональные позиции и стратегии консультирования/терапии. Программа модулей будет посвящена различным клиентским запросам в кризисе, их определению и анализу. Обсудим, какие варианты профессиональной позиции есть у психотерапевта, и на каких основаниях происходит выбор стратегии консультирования/терапии. Специальный акцент будет сделан на том, какие инструменты психотерапии и способы самопомощи показывают свою эффективность в практике проживания и сопровождения кризисов. Все случаи/категории запросов будут проиллюстрированы примерами из реальной практики.
Модули 7 и 8. Работа с кризисами в гештальт-подходе.
Наиболее часто встречающиеся типы прерывания контакта. Гештальт-подход дает специалисту (и клиенту) широкий спектр идей и инструментов для проживания кризисных событий и состояний. В 7 и 8 модулях мы уделим внимание его применению в практике терапии и консультирования. Разберем, каким именно образом чаще всего люди «теряют контакт» – с собой и с внешним миром, – что приводит к сильной тревоге, эмоциональной и физической истощенности, проблемах с близким и/или значимым окружением. И как можно возвращать клиенту живость восприятия и включенность в ткань жизненных событий, используя хорошо известные положения гештальт-терапии – «здесь и сейчас», «граница контакта» и «тело как участник терапевтического диалога».
Модуль 9. Тело как участник диалога. Уникальность роли тела в проживании кризиса.
В этом модуле, с одной стороны, мы вернемся к началу нашего курса и еще раз вспомним про возрастной аспект кризиса среднего возраста. После 30 лет тело проживает собственную серьезную «жизнь». Наш «данный от природы» физический ресурс меняется, и это часто становится основанием и для психологических решений кризиса зрелости. Поэтому при умении строить «диалог с телом» оно становится источником глубокого знания о себе. С другой стороны, во многих кризисных ситуациях затруднен контакт с рациональным содержанием психики. И тогда именно телесные сигналы становятся главным ресурсом для понимания того, что происходит с организмом и Личностью – как в психотерапии, так и в повседневной жизни. И в практической части этого модуля мы будем разбирать, как при помощи различных стратегий и тактик устанавливать контакт со своим телом.
Модуль 10. Практикум и супервизия
В завершающем 10-м модуле слушателям будет предложено несколько кризисных случаев для анализа ситуации и моделирования стратегий профессионального вмешательства с их дальнейшим обсуждением. Также время модуля может быть посвящено разбору кейсов/клиентских запросов, заявленных самими слушателями.

По окончании всего курса участники получат:международный сертификат, подтверждающий прохождение подготовки в области личной терапии, супервизии и теории, соответствующей стандартам и идущей в зачет Европейских сертификатов консультанта и психотерапевта, также сертификат Челябинского отделения ППЛ.
Стоимость курса вебинаров 10 000 руб. в включением в закрытую группу и проверкой домашних заданий, 7000 руб. за участие только в живых вебинарах.